Люди не слушают того, что им говорят...
Марина Клунко, создатель «Школы интервью», о том, для чего учиться задавать вопросы
Марина — в прошлом тележурналист, а сейчас преподает в Санкт-Петербургской школе телевидения и пишет сценарии любимых мультфильмов ваших детей. Создала «Школу интервью», где обучает блогеров и экспертов профессионально строить общение.

Обсудим с Мариной:

— Чему тут вообще учиться? Интервью — это же просто вопросы?

— ТОП ошибок в «плохих» интервью.

— Что можно освоить за 5 занятий? А за одно?

Марина Клунко
журналист и автор курсов
Многие блогеры берут интервью без специальной подготовки, и они же как-то справляются. Что не так? Почему этому нужно учиться?

Я скажу так. Многие не учатся плавать, и они как-то и так барахтаются в море. Я такое вижу иногда — люди зашли в море по грудь, поплескались, и им этого достаточно. Зачем плавать?

Также и с интервью — можно пригласить гостя, сказать: «Ну, рассказывайте». И если у вас классный гость, он будет рассказывать, потому что он и без вас классный. Зрители, посмотрев это интервью, запомнят интересного гостя, но про вас не вспомнят.

Как понять, что интервью плохое? Какие ошибки ты часто видишь?

Я слушаю много плохих интервью специально. Как книги плохие нужно читать, чтобы учиться писать хорошо, так и и интервью плохие нужно слушать. После таких остается ощущение: а к чему все это было? Часто бывает так, что вроде бы тема интересная заявлена, но ты слушаешь и не понимаешь, почему ее так и не раскрыли.

Если разбирать ошибки, то я такие выделю:

1) Зацикливаться на себе. Как ни странно, главная ошибка, которую делают чаще всего, — это зацикленность на себе, на стремлении задать свой вопрос из списка. Люди не слушают того, что им говорят. Гость может выдавать какие-то бриллианты, а собеседник в этот момент смотрит в листок с вопросами и обдумывает, что он должен дальше спросить. А этот бриллиант просто растворяется в воздухе, потому что рубится мысль.

Мои ученики после нескольких занятий говорят: «Я поймала кайф от того, что мне интересно слушать. Я поймала свой интерес к людям». Он тоже не сразу рождается.

2) Говорить за собеседника. Катастрофически часто люди говорят за собеседника. Они, формулируя вопрос, уже дают какой-то ответ, свою точку зрения. И часто гостям проще согласиться, чем давать свой вариант. Люди, которые дают интервью, тоже волнуются.

3) На самом деле интервью ведет гость, а ведущий следует за ним. Такой настрой часто бывает: я нашел классного человека — включу запись, и он все расскажет. Ну да, он расскажет. Но только то, что ему выгодно, или то, что уже говорил много раз. И у вас не получится ничего нового и свежего, если вы не знаете техники и алгоритмы профессионального ведения интервью.

4) Неумение выстраивать логику. Все вопросы должны быть в логичном порядке выстроены. И нужно слышать гостя, как я уже говорила.

А я замечаю, что очень часто первым вопросом интервью бывает «С чего все началось»? Что ты думаешь о таком вопросе?

Да, он очень общий. Есть ораторы, которые могут сказать бисерно и точечно, с чего все началось, но обычно начинают вспоминать очень издалека огромную историю с кучей подробностей. Нужен более конкретный вопрос, например, «Как ты заработал первый миллион?» — конечно, это будет гораздо интереснее.

Где ты смотришь или слушаешь плохие интервью?

Сразу скажу, что это не интервью моих учеников. Даже если они делают первые интервью, всегда есть за что похвалить.
Плохие — просто открываю Youtube, вбиваю «интервью», и там много всего.

А с какими целями приходят к тебе ученики в «Школу интервью»? Кто эти люди?

В основном это те, кто хочет делать свой проект. Яркий пример — ученица, которая всю жизнь работала в бизнесе, но мечтала стать телеведущей. На телевидение ее не взяли, но ее это не остановило. Уже после второго занятия она начала записывать интервью, у нее сейчас успешный блог на Youtube, и она не боится приглашать любых гостей.

Другой запрос: людям в их профессии нужно быть хорошими интервьюерами. Например, психолог, которая решила ввести в своей первой сессии интервью с клиентом. Ей это нужно, чтобы понимать больше о человеке и о том, что у него реально болит. Она мне объяснила, что в психологии есть свои методы, но они ограничены. А в журналистике их больше. У нее теперь больше инструментов для общения, но она делает свои интервью не для записи.

Еще, например, у меня училась врач, чтобы делать интервью с другими медиками, ее идея раскрывать их не как профессионалов, а как как интересных людей.

Сейчас еще частый запрос научиться делать интервью с сотрудниками своей компании, чтобы публиковать на сайте и в соцсетях.

Есть часть учеников, которые просто хотят научиться общаться. Бывает так, что человек не может начать разговор, ему тяжело с незнакомцами общаться, поддерживать беседу в компании. С такими задачами навык интервью тоже помогает справляться.
Главная страница сайта https://marinaklunko.ru/
У тебя на сайте указано, что ты обучаешь за 5 занятий. Все эти люди решили свои задачи за 5 занятий?

Когда я создавала курс, я поняла, что за 5 занятий можно дать всю базовую информацию, теорию. И проработать на практике с такими самыми распространенными случаями в интервью. На практике иногда получается больше, но не потому, что человек чего-то недополучил, а потому, что внутреннее ощущение остается у людей, что я еще не дотягиваю. После 5 занятий, если есть такой запрос, мы углубляемся в сложные какие-то вещи. Обычно 5 — это достаточно, я с легким сердцем отпускаю после них.

Важно, что все это индивидуальные занятия со мной, это общение вживую. Да, у меня есть план, но я делаю упор на болевые места, которые у каждого свои.

Как ты практическую часть строишь тогда, если запросы у всех разные? Она же не может быть для всех одинаковой?

Самый эффективный способ — уже на первом занятии записать интервью, даже если человек никогда этого раньше не делал. Требование одно и общее для всех — герой должен быть интересен автору.

То есть интервью можно взять даже, например, у друга или у мамы?

Да, интервью с мамой это вообще отличная идея. Это поле для творчества огромное.

А можно чему-то научиться за одно занятие?

У меня был единственный случай, когда парень пришел на одно занятие, оно в итоге длилось 4 часа. Наверное, ему хватило.

Думаю, одно занятие имеет смысл, когда человек уже в профессии, но чувствует, что ему что-то нужно подтянуть. Я ему могу помочь тогда за одно занятие как редактор, как коллега. Как человек, который со стороны посмотрит. Остальным все же нужно больше обычно.

Какие качества обязательно должны быть у интервьюера?

Я считаю, что должно быть любопытство, а всему остальному можно научиться.

А есть у тебя какие-то универсальные советы, как можно улучшить любое интервью?

1). Часто сталкиваюсь с тем, что о первых интервью моим ученикам сложно договариваться. В этом случае я рекомендую не просить об интервью, а говорить: мне нужно твое мнение по такому-то вопросу.

2). Тот, кто задает вопросы и тот, кто отвечает, должны быть на одной волне. Надо уметь настроить человека на одну волну с собой, сказав ему что-то приятное, обязательно искренне. Даже если тема конфликтная. Даже если герой неприятен, можно найти что-то хорошее, какую-то мелочь.

3). Чувствовать себя на равных с любым гостем, кем бы он ни был.

Что тебе важно донести до аудитории?

Моя главная идея в том, что мечты сбываются. Если вы хотите делать интервью профессионально и классно, у вас нет никаких препятствий. Вы можете научиться этому независимо от того, где вы сейчас работаете и какой у вас опыт.
Интервью записала Валентина Пушкаш
Made on
Tilda